Практика принятия решений в Луганском городском совете
Латаем дыры, ГОСПОДА!
Не секрет что вопросы, связанные с получением земельных участков, в том числе и под застройку, в городе Луганске исторически «идут со скрипом». Только застройщики и Луганский горсовет начали ориентироваться в хитросплетениях норм прошлогоднего Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 № 107-VI (Урядовий кур'єр, 31 декабря 2007 № 247), которым с легкой руки законодателя переписали действующие схемы получения земельных участков, как опять грянули изменения.
Четырнадцатого октября уже прошлого года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16.09.2008 № 509-VI (Голос Украины, 14 октября 2008 № 195), который внес изменения в Земельный кодекс Украины, Закон Украины «О планировании и застройке территорий» и еще 12 законодательных актов.
Бесспорно, данный законодательный акт преследует весьма благие цели. Институт проблем законодательства им. Ярослава Мудрого так комментировал его на стадии принятия «….. позволит внедрить новые подходы при решении вопросов планирования и застройки территорий, учета общественных и частных интересов при разработке и утверждении градостроительной документации и проектной документации для строительства, предоставлении земельных участков для строительства, в том числе и на конкурентных основах, создание благоприятного инвестиционного климата в строительстве, достичь сдвигов в борьбе с злоупотреблениями в сфере земельных отношений и в строительстве».
Фактически же получили следующее. Советы разных уровней, включая и наш – Луганский, оказались в весьма щекотливой ситуации. С одной стороны, есть вступившие в силу нормы закона, определяющие общий порядок отвода земельных участков, в том числе и под застройку, а с другой полное непониманий этих норм органами и службами горсовета. Иными словами, законодатель определил, кто будет принимать участие в процедуре получения земельных участков гражданами и предприятиями, но не определил, каким образом это будет происходить.
Вслед за законодателем Луганский горсовет принимает решение от 28.11.2008 «О вопросах, связанных с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» и некоторых иных вопросах» № 44/50 (Жизнь Луганска, 17 декабря 2008 № 53(963) (дальше – решение № 44/50), которое якобы урегулирует нерешенные законодателем вопросы.
Итак, попытаемся его проанализировать.
Первое на что обращаешь внимание, это стиль написания данного документа. Сказать что решение № 44/50 написано тяжелым языком, значит не сказать ничего. Прочтение данного документа, оставляет ощущение полного недоумения и непонимания его смысла. Складывается впечатление, что авторы решения умышленно его усложнили, для того чтобы спрятать истинную цель его принятия.
Второе, это доступность данного решения. Мы можем согласиться с тем фактом, что на сегодняшний день отсутствуют прямые законодательные нормы, которые регулировали бы процедуру обнародования решений органов местного самоуправления. В то же время, решение № 44/50 распространяет свое действие не только на внутренние структуры горисполкома, но и непосредственно затрагивает интересы заявителей, обратившихся в горисполком за получением земельных участков, иными словами наши с Вами интересы.
Как уже было указано выше, решение № 44/50 было опубликовано лишь в официальном издании Луганского городского совета "Жизнь Луганска" с тиражом всего 10 тыс. экземпляров (и это на пол-миллионный город !!!). Причем, основная масса подписчиков данного издания – это сам Луганский горсовет и его отдельные исполнительные органы. Стоит также особо отметить отсутствие решения № 44/50 на официальном сайте Луганского городского совета (http://www.gorod.lugansk.ua).
Теперь, давайте разберемся в самой сути документа.
Итак, на кого оно распространяется? Прямо, на два исполнительных органа: Управление архитектуры и градостроительства Луганского городского совета и Управление недвижимым имуществом Луганского городского совета, косвенно – на каждого субъекта, обратившегося в Луганский горсовет за получением в пользование земельного участка.
Получилась очень "удобная" ситуация. Одним решением горсовет убил даже не одного, а "целый пучок" зайцев. В силу пунктов 3-4 данного решения, Луганский горсовет оставил без рассмотрения практически все заявления физических и юридических лиц, поступивших до 28 ноября 2008 года, по вопросам связанным с получением земельных участков, и отменил большинство решений исполкома Луганского городского совета, о вынесении на рассмотрение Луганского городского совета вопросов о даче разрешений на разработку проектов отвода земельных участков либо их передаче в пользование.
Хочется особо отметить пункт 3.7. решения № 44/50 "3.7. Зупинити розгляд проектів відведення земельних ділянок, які надійшли або надійдуть на затвердження Луганської міської ради, які не мають позитивного висновку державної експертизи землевпорядної документації (в тому числі щодо яких взагалі не проводилася державна експертиза землевпорядної документації)" – читая его так и хочется воскликнуть "Что же вы делаете господа чиновники, и куда смотрело юридическое управление горсовета, выписывая такие, прямо скажем, не корректные нормы ?". Для людей неосведомленных в юридических тонкостях, поясним. Статья 9. Закона Украины "О государственной экспертизе землеустроительной документации" от 17 июня 2004 года № 1808-IV (Відомості Верховної Ради, 2004, № 38, ст.471) определяет в каких случаях проекты отвода земельных участков проходят государственную экспертизу землеустроительной документации в обязательном порядке. Нормы данной статьи Закона не подлежат расширению. В тоже время Луганский горсовет взял на себя полномочия требовать от заявителей проведение данной экспертизы во всех случаях, чем прямо ущемил наши с Вами права.
Пункты 4.5. – 4.7. решения № 44/50, отменяют три регуляторных акта в земельной сфере. Причем следует обратить внимание на следующее:
во-первых, решение исполнительного комитета Луганского городского совета от 08.10.2008 № 301/73, решение Луганского городского совета от 28.11.2006 № 11/15 и решение Луганского городского совета от 28.11.2006 № 11/14, отменяемые решением № 44/50, являются регуляторными актами и в силу данных особенностей подлежат отмене в порядке определенном Законом Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности " от 11 сентября 2003 года № 1160-IV (Відомості Верховної Ради, 2004, № 9, ст. 79).
во-вторых, Луганский городской совет, по мнению авторов, в силу ст. 59. Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР (Відомості Верховної Ради, 1997, № 24, ст.170), вообще не имел права отменять данные решения, которые по мотивам несоответствия Конституции или Законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.
Единственное, казалось бы светлое пятно решения № 44/50 – пункты 5.1.1. и 5.1.2., в силу которых горсовет поручает Управлению архитектуры и градостроительства Луганского городского совета и Управлению недвижимым имуществом Луганского городского совета разработать два проекта регуляторных актов в сфере землепользования, а Управлению делами Луганского городского совета – внести соответствующие изменения в Регламент горисполкома, связанные с этими регуляторными актами. Но, опять недоработка – в течении какого срока можно ожидать эти крайне важные документы ???
Подводя итог, хочется отметить что Луганский горсовет предпринимает некоторые меры по урегулированию актуальной на сегодня "земельной" сферы. Однако, в действиях горсовета можно узреть не комплексный подход к решению данной проблемы, а принятие таких вот документов, как решение от 28.11.2008 № 44/50 «О вопросах, связанных с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» и некоторых иных вопросах». Данный документ по-сути является "ненадежной заплатой", когда вся сфера трещит по швам.
Да, решение № 44/50, нельзя назвать простым и общедоступным. В тоже время, оно (решение) явно содержит признаки, характерные для регуляторного акта, детально описанные в ст. 1 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 № 1160-IV (Відомості Верховної Ради України, 2004, № 9, ст. 79), а это уже основание для отмены данного решения и привлечения к дисциплинарной ответственности его разработчиков.
Алексей Кубарь
28 янавря 2009 г.